letchikleha (letchikleha) wrote,
letchikleha
letchikleha

Categories:

Глазами участника...


Стояла золотая осень начала 90х..
Полк готовился к учениям,да не к простым, а к очень и очень ответственным. Стояла задача: Показ академии генерального штаба вооружённых сил СССР. За долго до начала учений, нас собрали в актовом зале части, и командир полка дал наводку:
-Ребята,скоро учения, с боевым применением. Даже не учения а показуха..
Наш командир полка-тёртый калач и как говорится - отец родной.
Полковник Анатолий Александрович Ж. был действительно как отец родной, его очень уважали и любили. И небыло ни Боготворения ни страха перед ним у личного состава, с любым вопросом, хоть бытовым, хоть со служебным шли к нему. Небыло такого офицера, или солдата, который не обращался бы к ком. полка с личным, или рабочим вопросом.
Полк наш успешно отвоевал в Афганистане в 87-88 годах, не потеряв при этом ни одного Лётчика!(справедливости ради,нужно заметить, что всётаки полк понёс потери,а именно один офицер по пьяни застрелился, узнав, что на Родине ему изменила жена. Но он небыл ни лётчиком ни техником, он был кладовщиком... и пил безбожно.) Так же,в Афганистане был сбит один самолёт, командира 2й авиаэскадрилии Серёжи Юрчука, но комэск был спасён аварийно-спасательной командой полка. Его (Юрчука) с высоты в 3000 метров,из снега,вытащил "полковой спортсмен" здоровый и смелый мужик. (должность у него была такая - зам ком. полка по физ подготовке, а в обычной службе он входил в группу АСК).
Полк вернулся на базу в Тверь в полном составе и со Знаменем. Все лётчики и техники были удостоены государственных наград. Командир полка был награждён орденом Боевого красного знамени, (http://mondvor.narod.ru/ORBan.html )и орденом красной звезды ( http://mondvor.narod.ru/ORStar.html ) Многие офицеры были награждены медалью : "За боевые заслуги" (http://mondvor.narod.ru/MBz.html )Я очень гордился, что служу в этом полку.
Может конечно сейчас многим и не понятно значение наград тех времён, но уверяю Вас, что тогда, это было очень почётно.
Лётный состав имел очень сильную лётную подготовку. В то время, в полку не было даже лётчиков 3го класса! Первая Авиаэскадрилия полностью состояла из Лётчиков 1го класса и Лётчиков - Снайперов. В 1й АЭ практически все лётчики были инструкторами и уровень лётной подготовки соответствовал. Во второй АЭ было всего три,или четыре человека со вторым классом, но и то, только из за того, что были они молоды и срок не подошёл ещё им, а ни как не уровень подготовки. Вот спустя пару лет после Афганистана и была поставлена задача, показать Академии Ген.Штаба, что может ВВС, в частности ИБА (истребительно бомбардировочная авиация) В то время, полк был оснащён самолётами Су-17м4 (кстати,Калининский(Тверской) полк, первым получил эти самолёты в СССР и проводил войсковые испытания его) Мне очень повезло, что я попал в этот АПИБ ( авиационный полк истребителей-бомбардировщиков)и учавствовал в войсковых испыниях этого самолёта( т.е. мне довелось"стрельнуть,сбросить,пустить" всё, что было предусмотренно конструкторами этого самолёта, и даже имитационные ядерные бомбы я бросал..,но об этом в следующий раз) Примерно за месяц до начала учений,в полк приехал "бАальшой" начальник: Генерал-майор авиации товарищ К. Он собрал нас всех, и в течении часа, или двух читал нам полит-информацию, о том, как эти учения важны для обороноспособности страны. Калининские лётчики не были новичками и понимали, что и как нужно было делать. Всех конечно раздражало сюсюкание этого генерала, но субординацию необходимо было сохранять. Когда генерал К. дошёл до той части своего выступления, в котором говорилось о том, какими боеприпасами будет проводиться показ, в зале послышался возглас недоумения!? Генерал К. предлогал применить ОДАБ-500 (объёмно -детонирующие авиабомбы), СУ-17м4 мог взять на подвеску 8 таких бомб, что в Афганистане и делалось. ( Для справки: "ОДАБ-500. Объемно-детонирующая авиационная бомба калибра 500 кг, более известная в народе, как «вакуумная бомба». По степени разрушения объемно-детонирующие боеприпасы сравнимы с тактическим ядерным оружием" (http://www.rumodelism.com/sunduk/obz049.shtml ))
Но Война это одно, а учения на своей териритории, со своими живыми солдатиками совсем другое. В речь генерала вмешался командир полка, он сказал, что это лишнее: "ОДАБами швыряться",и предложил более "гуманное" средство показа. Генерал не внял просьбам, но в последствии всё же изменил своё решение (однако это не принесло облегчения в результате) Полку было приказано отбомбиться ОФАБ-250ШН (тоже кстати не игрушка! ШН-штурмовая-низковысотная калибра 250 кг) и отстреляться неуправляемыми ракетами С-8.
Спорить бесполезно,приказы не обсуждаются,а выполняются и полк приступил к подготовке.
Для начала мы в течении недели сидели и изучали карты полигона где предстояла работа. Карты изучались "от и до" сначала маршрутные,как и на каких высотах пролегал маршрут,затем более крупный масштаб: как выглядит полигон, с каким курсом заходить, как маневрировать. Затем карты целей,самый крупный масштаб, на которых каждому была видна цель, которую ему определили.
На карты наносились маршруты полёта,время,растояние,безопасные высоты и посекундные отрезки пути (о них чуть ниже). Дело в том, что специфика ИБА такова, что удары наносятся внезапно, т.е. необходимо как можно не заметнее подобраться к цели. ударить и свалить! Способ один - ниже и быстрее. Все лётчики были допущены к полётам на предельно малых высотах (50 метров и ниже) К маневрированию одиночно и в составе группы. На деле это выглядело следующим образом: Пара (два истребителя,ведущий и ведомый) на расстоянии примерно 50-100 км. от цели, снижается на высоту порядка 50 метров (ниже-выше,кто там мерял!) и начинает преодолевать ПВО противника, активно маневрируя на максимальной скорости (950-1000км/ч) Выходит в район цели,строит маневр (боевой разворот,горка,горизонт..) и наносит удар. Так как нанесение удара производится не одной парой , а целым роем самолётов, (в зависимости от задач конечно)то и соблюдать интервалы нанесения удара необходимо,т.к. нахождение осколков в воздухе от разрывов бомб предыдущих самолётов, имеет опредлённое время (до нескольких минут), то и следующие, производящие бомбометание,или пуски ракет не должны влететь в эти осколки,поэтому определяется точное время выхода следующей пары на цель, для этого расчитывается и наносится на карту секундные отрезки пути, которые очень чётко соблюдаются (жить то охота! :))
Когда план учений был определён и утверждён,нас лётчиков повезли на этот полигон на вертолёте и долго показывали каждому свою цель. В конечном итоге, каждый точно знал: когда и как он должен нанести удар.
Более того, в течении ещё нескольких недель, мы регулярно летали на тот полигон и отрабатывали задачу.
И вот наступил "судный день".
Две Авиаэскадрилии истребителей-бомбардировщиков(32 самолёта) перебазировались на аэродром Савостлейка.(Муромские леса). Лёту от этого аэродрома до полигона-15 минут.
В тот год выдалась чУдная осень, тёплое бабье лето, золокрасные берёзы, грибы, ягоды.. А какая рыбалка!.
Но в сторону сентименты! Идёт боевая учёба.
Академия Ген.штаба серьёзное заведение и там учились не пацаны. Старший командный состав из стран-соратников. Индия,Пакистан,Ирак, Африканский контингент и т.д. Смысл был следующий:
Противник наступает, мы обороняемся и переходим в контрнаступление. Сначала разведка выполняет свои задачи,(вертолёты выполняют барожирование линии фронта и обозначают её дымами). "Наши", по данным разведки, проводят арт. подготовку крупнокалиберной артилерией и ставят задачи авиации (и тут в дело вступаем мы) Полк ИБА "давит" ПВО противника и наносит упреждающий удар по живой силе и технике врага в оперативной глубине фронта.
Затем танковая дивизия и пехота производят окончательную "зачистку" и с криками "УРА" водружает знамя на развалинах "Рейхстага". Задумано круто, зрителей всей этой баталии, около полуторо тысяч человек и в два раза больше учавствующих.
Наступило утро (до удара - 4 часа 20 минут) Мы встали, умылись побрились и отправились на завтрак. Открыв двери гостиници мы почувствовали настоящую осень. Низкое свинцовое небо давило на голову,холодный северный ветер забирался под куртки и колюче пронизывал заспанное тело. Вот те раз! Настроение упало. Нет, не было ни какого предчуствия, но в такую погоду всегда как то не уютно. Позавтракав добрели до аэродрома и толпой забились в класс предполётных указаний. Командир полка и штурман полка взлетели на разведку погоды...
В классе предполётных стоит тишина, кто спит, кто в кубики играет, время как жвачка, как смола, тянется и тянется. Сел Разведчик.. Ком пока зашел в класс и начал давать указания. Сначала рассказал о фактической погоде, потом о видимости на полигоне. потом...... Потом сказал, уже не для записи:
-Мужики,погода говно! Короче ждём погоду.
Время.время,время....Сидим и маимси безделием..
Звонок. Ком полка берёт трубку...
А в это время на полигоне:
Утренняя погода внесла свои коррективы в ход учений. (тем кто был наблюдателем,естественно было до фонаря) Тем,кто был руководителем-конечно "приспичело". планы менялись на ходу,Генералы "игрались" в свои игрушки,понятные только им.
-Всем взлёт!
Для нас прозвучало не то что бы не ожиданно, но напряжно.
Две эскадрилии Су-17м4 взлетели и повисли под тяжёлым небом.
Указания следовали одно за другим:
-всем ждать!
Паша П. в эфир:
-Вашу мать, мы что на вертолётах?!
Ком полка:
-Паша не сердись,успокойся.....ждём....
Команда:
-всем работать по 21й цели!..
В ответ от ведущего второй пары:
-Серёга, да я не знаю где эта цель!?
Ком.эск:
-Олег,будешь работать по мом разрывам!
-Хорошо Серёга, постараюсь...Хер им в очко!
В это время на полигоне вертолёты не взлетали и цель естественно не обозначали. Генерал К. самолично принимает решение продолжать учения с применением ВВС,согласно плана.
"Пехота",видя такое говно с погодой, развивает свою стратегию и отдаёт приказ наступать....
А в это время, 32боевых самолёта,с боевой подвеской, носятся под облаками ,над Муромскими лесами со скоростью 800 км/ч.
Генерал К. выдаёт команду6 удар в.... (назначается время удара)
Паша П. ( ну не угомонный он был!)
- Да он схуел этот урод?
Ком полка:
-Паша заткнись! Всем:
-Удар в...
-Начали..
Колбаса из 32ух самолётов начинает выстраиваться в "шеренгу "
К моменту подхода на полигон, примерно за 50км (250 м/сек,или 15 км/мин),или 3минуты, Две АЭ, начинают рассасываться.. Ибо в осколки влетать не охота..
Так,как разойтись по высоте не реально,начинаем расходиться по горизонту.
В воздухе слышно:
-274ый поехали в право!
Это ведущие выполняют маневрирование по горизонту...
худо -бедно растащились.
Курсы удара конечно оказались разными..
Мы шли на высоте 150ти метров со скростью 950 км/ч, задача ведомого в принципе была не сложна-держи сторой!
Но! В тех условиях и при том бардаке было не просто. Каждый ведомый понимал,что ему не только нужно было стоять в строю, но и помогать ведущему обнаружить цель.
Я увидел цель первым..
-Игорь,колонна впереди справа в углу леса..(я доложил своему ведущему)
-понял Лёха,веди...не вижу пока.
В это время Ком.Эск нанёс удар..
Они шли впереди нас на растоянии 3 минут.
Его ведомая пара шла в 40 секундах от него.
Олег Б. Увидел цель на секунду раньше меня и дал команду:
-На боевом,цель вижу!
РПП:(Руководитель полётов на полигоне)
-Наблюдаю,атаку разрешил!
-Сброс!
Ведущий и ведомый , практически одновременно отцепили 8 штук 250ток....2 тонны смерти..............

В то время, когда мы подходили к полигону, пехота действовала по своему плану.
Они (Пехота) на настоящих танках и БТРах выдвинулась к линии фронта..
Им не было известно о решении командуещего авиации учений,применить авиационный удар..
Расстояние между "Живой" колонной и целью составило около 3х километров..они начали пулять из своих миномётов-пукалок..Курс "Живой" колонны и цели совпал......
Ведущий Второй пары Олег Б.через 30 сек.после удара ком АЭ, Принимает миномётные пукалки пехоты, за разрывы бомб Ком. АЭ...
-Блять! Олег! рано!!
Ведомый первым обнаружил ,что они отбомбились "не туда"
-БлЯЯЯть!Олег, Не туда!
-Вижу!........блять!
-Лёха сгрузил????
Вопрос к ведомому..
-Да Олег,всё ушло..........всё...пиздец!

Из за ошибки в определении цели ведущим.......(приговор требунала -7 лет условно....)......, на этих учениях погибло 22 солдата, три танка и 6 бронетранспортёров было уничтожено...... Последствия были ужасными............
Мне Тяжело вспоминать об этом, но ЭТО было.............


Subscribe

  • С Днём Авиации !

    Дорогие друзья, читатели, подписчики и все-все-все причастные к Воздушному флоту : пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и сотрудники…

  • С Днём Авиации !

    Дорогие друзья, читатели, подписчики и все-все-все причастные к Воздушному флоту : пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и сотрудники…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • С Днём Авиации !

    Дорогие друзья, читатели, подписчики и все-все-все причастные к Воздушному флоту : пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и сотрудники…

  • С Днём Авиации !

    Дорогие друзья, читатели, подписчики и все-все-все причастные к Воздушному флоту : пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры и сотрудники…

  • С ДНЕМ ПОБЕДЫ!