m4

letchikleha


letchikleha

там, где живут облака...


Previous Entry Share Next Entry
И снова о вопросе: "Посадит ли..."
m4
letchikleha

Написать данную статью - пояснение, меня вынудило последнее интервью, которое я дал "Лента Ру"
https://lenta.ru/articles/2016/09/21/leha/
А именно вопрос о том, "посадит ли современный самолет пассажир, если все пилоты умерли?"
Я там ответил честно, что НЕ ПОСАДИТ, если этот пассажир не профессиональный пилот, работающий на таком же типе самолета (ну или примерно на подобном, современном ВС)
Когда-то, давным давно, я даже написал рассказ на эту тему, ( http://www.bvvaul.ru/articles/text/rasskazi/7.php )
так, как этот вопрос будоражит головы тысяч, если не миллионов людей, играющих в современные компьютерные симуляторы.
Рассказ писался прямо в он лайне на форуме портала "авиа ру" (ну кто постарше, тот помнит эту историю)
Ну а теперь к делу.
Уже не раз по этому поводу ломались копья ставились различные эксперименты и со стюардессами, и с летчиками истребителями, и с "геймерами", и с кем только не пробовали. (Грешен. Я и сам, в свое время, организовывал подобную акцию среди начальников служб борт проводников Российских авиакомпаний. На сайте www.tft.aero можно, покопавшись в архивах, найти об этом событии репортаж)
Объясняю как всегда на пальцах, почему не посадит реальный самолет никто из выше названных товарищей.
Все эксперименты проводились на современных симуляторах, на которых действующие пилоты проходят тренировки на отработку действий в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в реальном полете (или проходят обучение, при переучивании или первоначальном обучении на данный тип самолета)
Современные симуляторы действительно максимально имитируют реальный полет (ощущения полета, звуки, некоторые нагрузки, виды за окном и даже запахи. Не говоря уже о реальности кабины, которая является абсолютной копией, с полным функционалом) Для человека, впервые попавшего в такой тренажер, отличить реальный полет, от с имитированного - невозможно!
Ситация, которая разыгрывается в таких экспериментах - одинакова.
Первая серия:
Где-то, в бескрайнем небе летит пассажирский лайнер. Вдруг пассажиры слышат несколько взволнованный голос милой стюардессы: "Уважаемые дамы и господа, у нас возникла небольшая проблема. Ничего опасного, просто у одного из пилотов ухудшилось состояние здоровья, нет ли среди вас, врача и пилота?"
Врач, как правило, находится, а вот с пилотом... Как повезет.
В это время, у окна сидел молодой человек, который фанатично увлекается компьютерным симулятором точно такой же модели самолета, на котором сейчас летит. Он сидит и весь полет упивается тем, что знает и понимает, что означает каждый звук, каждый момент полета и точно знает, что произойдет в следующую секунду. И вот после нескольких минут молчания салона, он догадывается, что пилота на борту нет!
Герой встает и говорит, что он готов спасти мир !
Молодой человек следует за проводницей и оказавшись на кухне один на один с бледными проводниками узнает, что оказывается не одному пилоту стало плохо, а все умерли! Самолет летит на автопилоте и судьба всех людей теперь только в его "умелых руках" и вообще все теперь зависит только от него!
Это стандартный сценарий ситуации, других не бывает, или с небольшими вариациями.
Ну что же? Сбылась мечта идиота, герой оказывается в кабине настоящего, летящего на высоте 10000 метров лайнера, полного живых, человеческих душь...
Вот здесь начинается самое интересное.
Итак вторая серия:
Человек существо живое, а значит подверженное эмоциям и это является его самой слабой стороной. Это бездушному компьютеру без разницы, холодно или горячо, темно или светло, больно кому-то или нет. Человек же на любой внешний раздражитель, вольно или невольно, будет реагировать. В жизни безусловно существуют "Джеймс Бонды", но для того, чтобы стать таковыми, эти люди десятки лет, постоянно находились в тех условиях, в которых им вдруг довелось оказаться.
Когда проводят эксперимент на тренажере, испытуемый абсолютно точно знает и понимает, что вне зависимости от результата, он все равно останется живым и невредимым. Это сильнейший психологический стимулятор, который позволяет подопытному максимально сконцентрироваться на своих действиях, быть предельно внимательным и усидчивым.
Совсем другое дело, когда человек оказывается в реальной, смертельно-опасной ситуации.
Оказавшись в настоящей кабине, по настоящему летящего самолета, любой "Джеймс Бонд" растеряется и утратит большую часть своих "нечеловеческих" способностей. (Без вариантов, просто поверьте!)
Дальше события развиваются следующим образом:
Устанавливается связь с землей, выясняется кто за рулем и с земли начинают руководить, что нужно сделать, чтобы все же спасти мир и получить звезду героя. (ну и конечно же спасти свою ж! А это первым делом)
Тот, который сидит на земле и дает команды, мастер своего дела. И вот начинает говорить:
-Нажми кнопочку там-то. Нажал? Что видишь? Молодец!
-Теперь крутани вот эту ручку и поставь 245! Молодец!
И так далее, далее, далее.
Тот, который сидит и говорит что делать, знает это 100% А вот проверить, ту ли кнопочку нажал тот, который сидит в кабине, нет абсолютно никакой возможности! То, что человек в стрессовой ситуации ошибется, даже не приходится сомневаться.....
Эпилог.
Самолет сложнейшее техническое устройство. Для того, чтобы управлять самолетом, люди учатся ГОДАМИ ! Летают постоянно. Целые институты разрабатывают процедуры и технологии, которые помогут исключить ошибочные действия пилотов в кабине. Придуманы схемы взаимодействий членов экипажа перекрестного взаимного контроля, позволяющие пилотам избегать стресса и сохранять работоспособность в любых условиях полета. Но! Пилоты все равно ошибаются,(профессиональные пилоты, которые не первый год в небе!) нажимают не те кнопки, упускают контроль друг за другом, одним словом "косячат"... Последствия известны.
Посмотрите как красиво играют мастера на бильярде. Посмотрите 100000 раз как правильно наносить удар, чтобы забить шар в лузу, а потом пойдите, возьмите кий и попробуйте забить. Получится?
Для того, чтобы уметь сажать самолет,(даже в автомате) мало знать что и когда нажимать. Необходимы сотни часов реальных полетов, для того, чтобы быть готовым психологически, быть спокойным и готовым к любым изменениям режимов, которые могут возникнуть в процессе автоматического захода ( а они возникнут - к бабке не ходи!) Поэтому одно дело тренажер и совсем другое реальный самолет (в котором "умелый симер"). Подумайте над этим.
Я закончил.

  • 1
Причем здесь Буран и современный лайнер?

Речь идёт о принципиально возможности, как я понимаю. Такая штука как полностью автоматическая посадка летательного аппарата (причём не в самых идеальных погодных условиях) в истории имела место быть.

В реальном аэропорту самолетов как блох на собаке.

У Бурана были личный персональный посадочный коридор из которого всех разогнали.

Ну буран и не самолёт, у него очень ограниченные возможности по манёвру. Я не говорю что автоматика может заменить человека во всех ситуациях, вопрос был в принципиальной возможности, и я более чем уверен что наверняка подобные эксперименты проводились и с реальными самолётам, без пассажиров естественно :) Над загуглить будет на досуге, прям интересно стало.

Дык и "герою" коридор не хуже сделают)

В него еще попасть надо. Полет Бурана был просчитан заранее. В случае с самолетом время на минуты.

Почему на минуты-то? Сколько горючего столько и времени)
И, повторюсь, мягкая посадка не обязательна, а, если сесть боле-менее хоть на брюхо, а не в землю, выжившие ск. всего будут.

Более-менее на брюхо - это в переводе значит долбануть самолетом об землю. Качественно сесть на брюхо сложнее чем штатно.

Вы, я так понимаю, не лётчик. Откуда такая уверенность? На брюхе не нужно вписываться в полосу, выпускать шасси, тормозить. Нужно всего-то большая ровная площадка и медленное снижение, ну и движки в последний момент вырубить. Тут даже у начинающего симмера неплохие шансы справиться.

Ну, если в подробностях, желательно выйти в горнизонт у самой земли, вырубить движки и ждать сваливания. Но даже если просто снижаться и даже если на брюхо шлёпнуться с перегрузкой в пару же (и повезёт не взорваться, это фортуна), выживших будет немало

Ну это надо суметь. И молиться что бы топливо не фухнуло (а оно сука фухнет скорее всего).... Плюс, современный лайнер ну ни...я не планер. Как скорость ниже пороговой - летит он не просто хреново, а очень хреново, и управляемость туда же. И толку? За 100 метров высоты он наберет вертикальной -30 метров/с в идеале. А нам надо не больше 10... Хотя бы что бы шансы были у кого нить. А лучше 3...

Короче, тут еще сложнее чем тупо посадить как надо :)

Ну почему? Большое поле, курс выдерживать не надо. Загодя спрашиваем по радио, где тут высотомер, и следим, шевеля штурвал, чтобы высота падала медленно, метра 3 в секунду. А дальше у самой земли вырубаем движки и пытаемся выйти в горизонт, если выйти не получится, тоже не страшно:)

Ну окей, добились мы шикарного результата в 3 вертикальной. А что с горизонтальной делать бум? :)) Я даже не спрашиваю, как мы сможем удерживать такую высоту четко и точно... И вдруг на поле чуть раньше времени буде холмик - дальше полетит все по отдельности, это тоже учитывайте :)))

Обычные симуляторы на проф. сложности дают полноценную картину что можно делать, а что нельзя :) Так вот - даже на них, с их диким упрощением - шансы скажем так, весьма и весьма скудные :)

А горизонтальную тоже какую с земли скажут такую и будем выдерживать:) На большой высоте медленно и печально убирать газ до нужной горизонтальной.
Ну поле надеюсь без холмика присоветуют, и то, если холмик пологий и не каменный, может ничего и не будет.
Идеально конечно соляные озёра в США, но туда далековато лететь:) Или степь типа казахстанской.

Главное не перепутать ASL с AGL а то можем эффективно закопаться на пару-тройку метров :))) Да так, что проще засыпать и обелиск поставить будет, чем расковыривать :)

Вода, вот что лучше. Не подумали вы про воду как раз. А ведь в первую очередь о ней надо было думать :)

ЗЫ. Но медленно и печально мы пытаться явно раз 10 будем :))) То перелет, то сваливание будет :)

Говорять, что на воду как раз сложнее всего сесть:)

Если честно - не совсем догоняю причин. Если удерживать минимальное (а то и нулевое) снижение, то прямо как по маслу должен сесть. Но правда, если скорость высокая...... То все. Самолет тоже судно, но плавать не умеет и собсно после контакта с водой управление потеряет напрочь. А если скорость не скинули заранее... Ну на такой скорости, что вода, что скала. Едино. :)

Двигатели под крылом, если один уйдёт в воду первым, самолёт кувырнётся.

А я зачем говорил про минимальное снижение вертикальной скорости и при этом убийстве горизонтальной? Ну и кувыркается. Один кувырок самолет выдержит, но он же и погасит почти всю энергию. Ну, правда, корпуса, а не тушек, поэтому больно будет все равно :)

В инете есть видео именно такой посадки, где не помню. Самолёт развалился надвое, не выжил, ЕМНИС, никто.

Надо думать, думать надо. Должен же быть вариант победить бездушную суку-физику :)))

Если про это приводнение, то выжила примерно треть.


Как-то раз в Калининграде доказали обратное. ;-)

  • 1
?

Log in